История

Основание

Тщательный поиск сведений о начальной истории обители, предпринятый Святейшим Синодом Русской Церкви в 1793-1794 гг. в Крыму и Мариуполе, не дал результатов (была лишь скопирована надпись на каменном надгробии иеромонаха Гервасия Сумелиоти с датами «1775» и «1760», левую из которых прочли неверно: «1175»). В 1820 г. неизвестный автор, со слов управлявшего монастырем митрополита Хрисанфа, писал, что обитель построена «еще во время татар» (т.е. не ранее XIII в.). В 1839 г. настоятель митрополит Агафангел доложил церковному священноначалию: «Монастырь существует от времени владения генуэзцами Херсонесом» (т.е. с 1350 г.). По виду базиликальной церкви на изображениях обители рубежа XVIII-XIX вв. крымовед Александр Бертье-Делагард датировал основание монастыря рубежом XIV-XV вв. (1910).

В 1862 г. настоятель архимандрит Никон издал брошюру, где утверждалось («есть предание, гласящее из рода в род»), что обитель основали около 891 г. греческие купцы: застигнутые бурей, они молились св. вмч. Георгию, и угодник Божий явился им на скальном островке у берега, после чего ветер утих; спасенные мореплаватели обрели на месте явления икону св. Георгия и устроили на берегу пещерную церковь («с благословения Скифского епископа Ветрания»), при которой остались жить самые набожные из них (Бертье-Делагард отмечал по этому поводу: в более ранних источниках подобных сведений нет; монастырь возле кафедрального города Херсонесского епископа не мог быть основан по благословению правящего архиерея Скифской епархии – ее кафедральный город Томи стоял близ устья Дуная; епископ Ветраний жил в IV в.; место во 2-м издании «Истории Российской иерархии», на которое ссылался о. Никон, содержит лишь указание, что «в росписи епархий, составленной императором Львом около 891 года, степень Скифской епархии показана второю»; «Пусть жедивная, Богом данная красота Георгиевского монастыря не будет подавлена вымыслами», – заключал Бертье-Делагард).

В своей книге о монастыре (1874) писатель Федор Ливанов добавил (приняв тезис об учреждении обители в 891 г.), что скальная церковь устроена еще в I в. сосланным в Крым св. сщмч. Климентом Римским (версия о ссылке св. Климента именно в Крым восходит к IX в.), а в IV в. при ней жил св. сщмч. Василий Херсонесский (в его «Страданиях» указана пещера «Парфенон», а в кон. XVIII – XIX вв. Фиолент отождествляли с античным мысом Парфениум, хотя последний указывают и в других местах, а пещеру св. Василия – и в самом Херсонесе).

В 1993 г. историк Василий Филиппенко выдвинул гипотезу, по которой монастырь основан в XV в. иноками Инкерманской обители, запустевшей после завоевания Крыма турками (1475).

Монастырь в кон. XVI – нач. ХХ вв.

XVI-XVII вв. 1-е документальное упоминание монастыря оставил в 1578 г. польский посол Мартин Броневский: «На берегу моря, на каменистой горе, греческий монастырь. Там обычно празднуют ежегодное торжество св. Георгия благочестивые греки-христиане, еще остающиеся в Тавриде, стекаясь многолюдным сборищем». Московские грамоты 1598-1628 гг. сообщают о присылке из России ежегодной милостыни на обитель «Егорьгия Страстотерпца, что в Корсуни».

23 апреля 1771 г. В Крым прибыл назначенный на Готфо-Кафскую архиерейскую кафедру (тогда единственную на полуострове) митрополит свт. Игнатий (Газадини) (†1786). Сойдя с корабля в Балаклавской бухте, он в тот же день (память св. вмч. Георгия) посетил монастырь.

■ 1778-1792 гг. При переселении (1778) части крымских христиан во главе со свт. Игнатием в Приазовье (из Крымского ханства в подданство Российской империи), в обители остался один монах Каллиник, опекавший ее до прихода новых сподвижников (с 1791 г. упоминаются новые настоятели) и почивший здесь 116-летним в 1818 г. Посетивший его в 1792 г. чиновник Леонтий Чернявский писал: «В числе трех или четырех монашествующих я нашел одного русского столетнего старца Каллиника, жившего отшельником в келии ниже монастыря, самим им сложенной; глубокая старость с бодрым духом, благочестие и особенно ласковый прием внушили во мне к нему душевное уважение; он позволил мне провести ночь в его келии, в продолжение которой я пользовался его беседою, в особенности о временах татарского владения Крымом; о святых местах в горах Крымских, о том, что татары вообще имели уважение к водам в тех местах, которые освящены православной верой, часто оные посещали и как бы сближались с христианством. Много интересного передал мне сей старецОн тогда считал время своего пребывания в Георгиевской обители 80 лет. Он застал, что татары с незапамятных времен имели уважение к целебной силе воды, истекающей из родников в сем монастыре. Впоследствии сам многими опытами удостоверился в том и употреблял оную как дар Божий и сим более расположил татар к святому месту. Безмездное и удовлетворительное лечение обратило многих мурз и беев к особенному уважению к сей обители. Не было примера, чтобы старшины их приходили к воде с оружием, которое оставляли наверху. Соблюдали пост, привозили с собой рыбу и фрукты. Лечение происходило при диете: умывание головы и всего тела, питье воды натощак, по роду болезни от пяти до десяти дней. Этот старец уверял меня, что уважение татар к воде причиною, что монастырь совсем не уничтожен, подобно другим святым местам в Крыму, а особливо в последнее время пред тем, когда Таврия присоединилась к России. На другой день поутру я предложил почтенному старцу напиться со мною чаю, но он отвечал: «Боже сохрани! Пейте и Вы монастырскую воду, и будете здоровы и долговечны, как я». Я простился с ним, как сын с отцом. И эта ночь осталась запечатлена в душе моей на всю жизнь».

■ Кон. XVIII – сер. XIX вв. С включением Крыма в состав Российской империи (1783) и подчинением монастыря Русской Церкви, обитель оставалась по сути греческой: богослужение в ней совершалось на греческом, среди братии преобладали греки (до 1837), настоятели назначались из греков (до 1854). В это время здешними настоятелями трижды становились архиереи – архиеп. Игнатий Реондажский (1794-1799), митрополиты Хрисанф Новопатрский (1810-1824) и Агафангел Типальдо (1824-1854). В 1-й пол. XIX в. монастырь обновляется: были возведены новые храм св. Георгия (на террасе, 1810-1816) и трапезная (возведена одновременно с храмом, у алтаря, в 1838 г. перестроена), кладбищенский Воздвиженский храм (на плато, 1850), корпуса для братии и паломников, монастырскую террасу укрепили контрфорсами (1840-1841), в ее основании архитектурно оформили источник св. Георгия (в 1816 и 1846). В числе жертвователей обители были члены царской семьи, адмиралы Черноморского флота св. Федор Ушаков и Михаил Лазарев (открыватель Антарктиды).

1806-1813 гг. 23 марта 1806 г. в штат обители включили 13 иеромонахов для служения на кораблях Черноморского флота. 1 дек. 1813 г. число этих иеромонахов удвоили, и монастырь стал назваться «флотским». Помимо кораблей, флотские иеромонахи служили в береговых крепостях и госпитальных церквах. До Крымской войны, уходящие в поход эскадры салютовали обители из пушек, а она провожала корабли звоном колоколов. На уступе скалы ниже монастыря адмирал Лазарев построил себе небольшой дачный дом (сохранился в руинах).

1854-1856 гг. Во время Крымской войны и осады Севастополя иноземными войсками, монастырь пережил оккупацию, режим которой был своеобразен. 14 сент. 1854 г. англичане и французы заняли Балаклаву и вошли в обитель, где в тот день отмечался праздник Воздвижения Креста Господня. 26 сент. (2 октября н. ст.) французское командование отдало приказ: «Монастырь святого Георгия поставлен под покровительство союзных войск. Военным и всяким иным лицам, следующим за армиею, воспрещается входить туда насильно, тревожить каким бы то ни было путем его обитателей или нарушать права собственности». Для охраны обители выделили отряд солдат, нарушители ее покоя отправлялись на 2-3 недели на гауптвахту. Почти 2 года половина братии во главе с архимандритом Геронтием не выходила за пределы монастыря, флотские же иеромонахи приняли участие в обороне Севастополя. Все необходимое обители для богослужения и проживания братии оккупационные войска доставляли сами, взимая с монастыря установленную плату. Все дни плена братия молилась о победе русского оружия. Несмотря на это, иноземные офицеры бывали на монастырских богослужениях, где вели себя чинно. Однажды, когда турецкий командующий Омер-Паша хотел осмотреть иконы в иконостасе Воздвиженской церкви работы художника Николая Алексеева-Сыромянского (участник росписи Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге), охрана настояла, чтобы гость и его свита сняли чалмы. Часть корпусов обители заняли иноземные штабные офицеры, в апр. 1855 г. была завершена укладка подводного кабеля между монастырем и болгарским г. Варной для ускоренной телеграфной связи союзников с Лондоном и Парижем. По словам путешественника Тельфера (посетил обитель в 1874), в обители проживала и прибывшая из Англии в 1855 г. Флоренс Найтингейл, которую ряд историков называют 1-й в мире сестрой милосердия, начавшей оказывать помощь раненым на поле боя. Покидая Крым, иноземцы разорили монастырский хутор, уничтожили виноградники и сад, вырубили лес, забрали несколько древнейших икон. 30 июня 1856 г. (память свв. 12-ти апостолов) иноземные корабли ушли из Балаклавы. Братия монастыря была награждена медалями «За оборону Севастополя» и «В память войны 1853-1856 гг.».

■ Рубеж XIX-XX вв. Основываясь на брошюре о. Никона (1862) и полагая, что в 1891 г. обители исполняется 1000 лет, настоятель игумен Никандр организовал празднование юбилея и работы по обновлению монастыря. 23 мая 1891 г. свою позицию по этому поводу выразил епископ Таврический Мартиниан: «За отсутствием научных обоснований относить начало Георгиевского Балаклавского монастыря к 891 г. мною не будет испрашиваться благословения Св. Синода на празднование… Потому не будет составлено особой программы для этого торжества, а будет только совершено архиерейское служение с крестным вокруг алтаря обители ходом по случаю храмового праздника Воздвиженья Креста Господня в верхней кладбищенской церкви». К приезду гостей в монастыре построили новую лестницу к морю в 800 ступеней (едва ли не самую длинную в Крыму), на поднимающейся из воды скале возле берега вырубили ступени к вершине и водрузили на ней каменный крест (с тех пор – «скала Святого явления»). Обнаруженный в янв. 1891 г. скальный грот возле церкви св. Георгия был обращен в 1892-1893 гг. в пещерный храм Рождества Христова, к которой снаружи пристроили каменный притвор с примыкающими по бокам подъемами. В дни юбилея родилась идея постройки в обители собора, который 17 окт. 1898 г. заложил в честь Вознесения Господня свв. царь-страстотерпец Николай II с супругой Александрой Феодоровной на плато к западу от основной части обители. В 1908 г. на склоне ниже восточной части террасы обнаружили другой грот, который при расчистке оказался древней скальной церковью, но после осмотра был вновь засыпан. Во время еще одного посещения монастыря царем, произошло необычное событие, описанное графом Дмитрием Шереметьевым: «Неожиданно отправился с императрицей в Георгиевский монастырь Игумен и братия были очень удивлены и обрадованыМы вошли в церковь, и начался молебенВдруг за дверьми храма, весьма небольших размеров, раздался необычайный шум, громкие разговорыЯ вышел из храма, и вот что я узнал от стоявших монахов: в правых и левых скалах, в утесах, живут два схимника, которых никто из монахов никогда не видел, и о том, что они живы, известно только по тому, что пища, которая им кладется на узкой тропинке в скалах, к утру бывает взята чьей-то невидимой рукой; и вот произошло невероятное событие, потрясшее всех монахов монастыря – два старца в одежде схимников тихо поднимались по крутой лестнице, ведущей со стороны моряЯ доложил государю и видел, что это событие произвело на него впечатление, но он ничего не сказал, и молебен продолжалсяГосударь и императрица приложились ко кресту, потом побеседовали некоторое время с игуменом и вышли из храмаТам, где кончалась деревянная лестница, стояли два древних старцаГосударь поравнялся с ними, они оба молча поклонились ему до земли. Государь видимо смутился, но ничего не сказал и медленно им поклонился. Теперь, после всего происшедшего (1917-1918), думается, что не предвидели ли монахи-схимники своими мысленными очами судьбы России».

Знаменитые гости

«Монастырь по своему прекрасному положению, исторической древности, есть место посещаемое всеми путешественниками по Крыму», – отмечал митрополит Агафангел. Сонм известных посетителей монастыря насчитывает десятки имен. Среди них – российские императоры Александр I (17 мая 1818 г. и 27 окт. 1825 г.), Николай I (10 сент. 1837 г.), Александр II (тогда же, как наследник престола), Александр III и Николай II (по нескольку раз), поэты Александр Пушкин (6-7 сент. 1820 г.) и Александр Грибоедов (1825), художник Иван Айвазовский (1846), драматург Александр Островский (1860), писатели Иван Бунин (1889) и Антон Чехов (1898). Второй визит в обитель Александра I вошел в историю как роковой: государь был в легком мундире, а на дворе дул холодный ветер – в итоге Его величество прибыл из Севастополя в Таганрог тяжело больным и вскоре почил. Александр Пушкин вместе с генералом Николаем Раевским (герой Отечественной войны 1812 г.) и его сыном Николаем останавливались в обители на ночлег, принимали угощение в трапезной (в память об этом в 1983 г. на плато перенесли из Севастополя памятник Пушкину 1952 г.). «Георгиевский монастырь и его крутая лестница к морю оставили во мне сильное впечатление», – писал поэт. Мысу Фиолент он посвятил ряд стихотворных строк (см. ниже).

Монастырь в ХХ – нач. XXI вв.

После установления советской власти, обитель была реорганизована в 1922 г.: храмы и ряд построек числились за общиной верующих, хозяйство – за совхозом «Георгиевский монастырь», где по-прежнему проживали монахи. После изъятия властью церковных ценностей (под предлогом помощи голодающим), за сокрытие некоторых из них, в 1923 г. был арестован и осужден настоятель иеромонах Ипполит. В 1927 г. церковь св. Георгия пострадала от землетрясения, что стало причиной ее разборки. В 1929 г. здания обители были переданы санаторию ОСОАВИАХИМа (Общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству), храм Рождества Христова – Севастопольскому музейному объединению (в храме Воздвижения служили до 1930 г.). В 1939-1941 гг. в монастыре размещались военно-политические курсы Черноморского флота, во время Великой Отечественной войны – курсы для офицеров и медсанбаты, после войны – воинская часть.

■ 14 сент. 1991 г. в храме свт. Николая Мирликийского на Братском кладбище Севастополя был освящен металлический крест высотой 7 м и весом 1300 кг, который в тот же день доставили к обители грузовым автотранспортом и с помощью военного вертолета установили на Скале святого явления вместо утраченного прежнего креста – по благословению епископа Симферопольского и Крымского Василия, на средства благотворителя Валерия Черненко (накануне мичман Николай Сестряк несколько недель выдалбливал на вершине скалы шурф глубиной 1 м для основания креста). 6 мая 1993 г. (память св. вмч. Георгия) архиеп. Симферопольский и Крымский Лазарь совершил на территории обители Божественную Литургию в сослужении севастопольского духовенства, при участии представителей городских властей и командующего Черноморским флотом вице-адмирала Эдуарда Балтина. Архипастырь поблагодарил власти города и командование флота за помощь в положительном решении вопроса о возвращении монастыря Церкви. 22 июля 1993 г. состоялась государственная регистрация устава возрождаемой обители.

■ 30 авг. 1994 г. владыка Лазарь назначил наместником обители игумена Августина (в миру Александра Половецкого, род. 1955). 1 сент. о. Августин был также назначен и.о. наместника Свято-Климентовского Инкерманского монастыря в Севастополе. 27 дек. 1994 г. Свящ. Синод УПЦ благословил открытие Свято-Георгиевской обители, 11 июня 1995 г. (день Св. Троицы) здесь состоялось 1-е монастырское богослужение. 2 февр. 1995 г. обители были подчинены храм свв. 12-ти апостолов в Балаклаве и свв. равноапп. Константина и Елены в с. Флотском, которые о. Августин опекал еще до монашеского пострига (22 авг. 1994 г.), в сане протоиерея. Он организовал реставрацию пещерной церкви Рождества Христова, в 1995 г. начал возрождать Спасо-Преображенский скит в с. Терновка и там же – устраивать приходской храм прпмч. Евстратия Печерского (см. описание Инкерманской обители). Руководя духовной жизнью 2-х монастырей, скита и нескольких приходов в исторических окрестностях Севастополя, батюшка явил себя добрым пастырем, горячо любимым паствой. 13 сент. 1996 г. архимандрит Августин и его сподвижник иеромонах Агапит (Маланич), благочинный Инкерманской обители, погибли в автомобильной катастрофе под Белгородом и были погребены в Инкерманском монастыре. «Души этих иноков созрели для Царства Божия», – сказал присутствовавший на погребении 16 сент. известный старец Кирилл (Павлов). Книга «Севастопольское благочиние» (описание святынь Севастополя и округи) 1997 г. заслуженно называет о. Августина подвижником благочестия кон. ХХ в.В том же году в Свято-Георгиевском монастыре были освящены Андреевские флаги ряда воинских частей и кораблей Черноморского флота.

■ 15 нояб. 2005 г. на краю обрыва над пещерным храмом Рождества Христова установлен памятник св. ап. Андрею Первозванному. 29 окт. 2000 г. началось воссоздание храма св. Георгия, оконченное в 2009 г.